Хусаинов Айдар Гайдарович (husainov) wrote,
Хусаинов Айдар Гайдарович
husainov

Романтическая история времен дикого капитализма

1992 год. Место действия — Стерлитамак. Главный режиссер Стерлитамакского государственного башкирского театра драмы Гульдар Ильясова в шоке. Еще бы! Не каждый день главный художник театра Михаил Шнейдерман объявляет о том, что уезжает в Израиль. Уезжает навсегда. А на носу – сдача спектакля «Шамбала», спектакля, о котором столько мечталось, в который вложено столько сил… Силы-то вложены, репетиции идут, а оформления нет.  Горит, горит спектакль синим пламенем!
День, за ним другой прошли в полной неопределенности. Если и приходили в голову мысли,  только одна — бросить театр. И вдруг – звонок. Из Уфы, от Михаила Шнейдермана. Так и так, Гульдар Музафаровна, вам позвонит такой Азамат Гилязев, он сценограф, театральный художник. С ним можно доделать спектакль.
Ясности этот звонок не прибавил. Гульдар Ильясова знает Габдуллу Гилязева, известного режиссера, их связывают долгие годы творческой дружбы. Но кто такой Азамат Гилязев? Никогда не слышала о нем.
Но раздается новый звонок, на проводе Азамат Гилязев. Хрипловатый усталый голос.
- Сколько вам лет?-  интересуется Гульдар Ильясова, - пятьдесят?
 — Нет, - обижаются на том конце провода, — тридцать пять.
И вот наступает 11 сентября 1992 года. Уфа. ДК «Нефтяник», Гульдар Ильясова приехала по делам к Петру Александровичу Шеину, известному у нас в республике режиссеру народного театра. Идет, как говорится, обмен мнениями. И вдруг словно легкий голос шепнул - обернись! Она оборачивается – в дверях стоит высокий худющий парень.          И администратор нагибается к уху режиссера, шепчет: "К вам пришли". Так встретились эти два человека.

Ты помнишь, как все начиналось…

Сценограф, ныне главный художник башкирского государственного театра драмы Азамат Гилязев приехал в Стерлитамак в не лучшем расположении духа. Тяжелейший развод ударил по самолюбию, по вере в людей, и лучшая половина человечества уже не казалась лучшей. Но просьба друга, случайно встреченного на уфимском железнодорожном вокзале, в последние минуты пребывания на родной земле, сделали свое- если человек попал в беду, надо его выручать.
Первая встреча не дала многого. «Красивая, женщина и вдруг режиссер»,-  хмыкнул про себя Гилязев.
Но в Стерлитамак приехал. В здании Русского драматического театра, в котором тогда располагались все Стерлитамакские театры, ему показали дорогу. Вам  в триста третий кабинет.
Режиссер и вправду была там. Она была не одной, С ней говорила какая-то девушка, которая посмотрела на новоприбывшего, затем перевела взгляд на Гульдар Ильясов и вдруг как-то внутренне просияла, словно что-то поняла про себя, поняла что-то важное.
Художник и режиссер поздоровались, сели напротив друг друга и заговорили. Сначала речь шла о спектакле, потом разговор плавно перешел на весь театр, потом речь пошла о жизни. И так проговорили они до утра, когда надо было снова идти в театр, на работу. С того дня они уже не расстаются.
Осталось сказать о том, что такое поняла та девушка. Это была актриса театра Зифа Кулдавлетова. Позже она расскажет: «Посмотрела я на одного, на другого, и все поняла - это судьба». Так что вот ответ на вопрос- бывает ли любовь с первого взгляда, когда человеку уже за тридцать.

Любовная лодка

«В то утро, - вспоминает Гульдар Музафаровна, - Я не шла, а летела, словно ночь не была полна бессонными разговорами. Я знала самое главное – рядом со мной - мой человек».
Но взрослым людям начать совместную жизнь непросто. Как совместить многолетнюю привычку к творческому беспорядку одного с привычкой к методичности другого? Как совместить эмоциональность, взрывчатость одного с медлительность, неторопливой основательностью другого? Да что говорить, если в доме не было стиральной машины! «Да зачем она мне,-  удивлялась режиссер. – Я же белье стираю в ванной. Потопчу ногами, и  готово!»
И все же в доме появилась маленькая стиральная машина «Пчелка». Прошло немного времени, и художник вдруг услышал удивленный возглас: «А ведь и вправду удобно, и вправду хорошо!»!
Но полностью Гульдар Музафаровна была покорена, когда в доме появился «Индезит». Когда умную машину настроили, супруги три часа сидели рядом. Смотрели, как она работает. Сама! Так в доме появилась «килен» — невестушка, как ласково  называет ее Гульдар Ильясова.

Еще он не сшит, твой наряд подвенечный 

В двадцать лет Гульдар Ильясова решила, что у нее будет дочь. И еще много лет она ждала, когда же рядом появится человек, с которым они будут одно целое. И вот это время пришло.
Но ее ждал еще один сюрприз. Как-то вечером художник сказал: «Завтра едем расписываться. Заеду за тобой в два часа дня». От усталости, от перипетий беременности режиссер никак не прореагировала на это заявление, молча кивнула, да на утро надела свой лучший костюм.
И вот уже два часа, а никого нет. Еще час, другой, и жених застает невесту  в слезах – и белого-то платья у нее нет, и подружек нет, и до сих пор никто за ней не заехал. Но тут в квартиру ввалились друзья-подруги – театральный люд, все вместе поехали в отдаленный сельсовет и.. так незаметно художник и режиссер стали мужем и женой. Официально.

Дочь

Когда родилась дочь, Азамат Гилязев ставил «Ричарда Третьего». Пришел только на второй день. Его, что называется, по блату пропустили в роддом. Когда он увидел дочку – сперва побледнел, потом покраснел, потом чуть не расплакался. Столько сразу чувств обнаружилось в нем.
Дочка родилась большая, четыре с половиной килограммов. Красивая, спокойная. Папа тут же назвал ее Элиной Быстрицкой.
А уж когда выписывались из роддома, все окна были облеплены провожающими. Ведь рожали девчонки 18-2о лет, а тут в 41 год родить. Это  же так непросто.
Ощущение, что у них необыкновенный ребенок, пришло сразу. В семь месяцев Айгуль уже стала напевать. А впрочем, все родители так думают о своих детях. И это правильно.
Вот только художник говорит, что, как осуществил мечту своего отца, а Хаким Гиляжев, известный писатель, мечтал стать художником, так и сейчас  родители  хотят, чтобы  дочка стала певицей. Дай-то Бог. 

Родственники

Люди женятся не только друг на друге. К супругу (супруге) получают они в придачу всех родственников, какие есть. Первая встреча будущего зятя с сестрой режиссера, тоже  режиссером Луизой Коряковцевой была забавной. «Что это твой ухажер время тянет? – возмутилась она. – Ночь на дворе. Пусть отправляется в гостиницу!»
 — А он  даже не знает, где тут гостиница, - растерялась тогда Гульдар Музафаровна.
Не менее забавной была встреча невестки с грозным свекром. К этой встрече ее готовили долго, давали наставления, советы, как себя вести. А вышло так — Хаким Гиляжев подошел к ней в дверях дачи, на которой жил, буркнул: «А в жизни ты куда красивее, чем в телевизоре!» – и ушел писать очередную главу очередного романа. Так и познакомились.
Но это уже легенды. А так – породнились два рода, относятся к друг к другу с уважением и, не побоюсь этого слова - с любовью. Что же, и такое в жизни бывает.

Творчество

- В Стерлитамаке расцветают все, — говорит Азамат Гиляжев. – Я вот за три года прибавил тридцать килограмм.
Он смеется, но потом на полном серьезе говорит о том, что здесь встретил своего режиссера, с которым поставил лучшие свои работы. То, что теплилось в нем многие годы, вспыхнуло ярким огнем творчества. Тихий незаметный мальчик, которого мало кто замечал, стал известным сценографом. И даже - по настоянию супруги - запел. Впервые это случилось   на юбилее народной артистки РБ Зиниры Атнабаевой. И это был настоящий фурор, тем более, что никто этакого не ожидал. Некоторые, от зависти, - таков артистический мир - перестали здороваться.  Любопытно, что случится, когда выйдет в свет компакт диск с его записями?
Но и режиссер расцвела рядом с супругом. Зримое тому подтверждение- присуждение ей государственной премии имени Салавата Юлаева.
Повезло и тем, кто рядом с ними — актерам Стерлитамакского башкирского театра драмы — они смогли раскрыться, у каждого был свой звездный час.
Когда человек творит, он должен быть чист. Иначе черная энергия, накопившись до известных пределов, бумерангом ударит того, кто вершил злые дела. Ауру чистоты, ауру уважения стараются поддерживать режиссер и художник в театре. Есть в них внутренний посыл чистоты.
Театров без проблем не бывает. Не всегда актеров ценят по достоинству. Жаль, что остался без достойных его таланта званий замечательный актер Ильшат Юмагулов, который в последние годы работал в Стерлитамакском башкирском  театре драмы. К сожалению, все усилия режиссера оказались напрасны. «Какие у него роли, какой он актер, драматург! —  сокрушается Гульдар Музафаровна. —  Жаль, что все это не оценено должным образом».

Благодарность

Гульдар Ильясова трепетно относится к Суфие Кусимовой, известному у нас в республике театральному педагогу. Видятся они не часто, может быть, раз в год. Как–то Суфия Гильмановна сказала такие слова: «Я видела столько шедевров, что теперь боюсь испортить слух». И эти слова стали девизом для режиссера. Она всегда их помнит и старается, что так оно и было. 



Изумление

Мы прощаемся с нашими героями в дверях их квартиры. Спрашиваю Гульдар Музафаровну, что ее изумило, поразило  более всего в художнике. 
Она улыбается и говорит, пока не слышит супруг:
- Когда мне признавались в любви, когда звали замуж, я начинала ненавидеть этих людей. Мне казалось, что меня тащат в тюрьму. А этот человек ни разу не сказал, что любит меня, но за него я вышла замуж и для меня, кроме него и нашей дочки, никого дороже на свете нет.
 
 

Subscribe
promo husainov август 10, 2035 00:35 242
Buy for 100 tokens
Каким было ваше самое первое воспоминание? Почему вы запомнили именно его, а не что-то другое? Никогда не возникало у вас такого вопроса? Как бы то ни было, именно в нем хранится секрет вашей жизни, в нем ответ- что вам нравится, а что нет, между чем и чем вы будете делать выбор всю свою жизнь.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments