Хусаинов Айдар Гайдарович (husainov) wrote,
Хусаинов Айдар Гайдарович
husainov

ЧУДОВИЩНОСТЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

           Независимо от человеческих существ и степени их  вели-
    чия существует нечто, потому и  независимое,  что  не  сущес-
    твует само по себе, а рождается как  характеристика  чего-то,
    превышающего силу авторитетов. Однако не будем таинственны, а
    скажем прямо, что можно  выделить  определенные  эстетические
    категории для любого сообщества, помогающие понять, почему те
    или  иные  произведения  искусства,  живописи  и  архитектуры
    пользуются популярностью, тогда как другие пропадают  в  пол-
    ной безвестности.
    Чтобы произведение любого автора попало в свет, нужно,  чтобы
    оно прошло через сеть личных пристрастий, амбиций, уровня об-
    разованности, уровня авторитетности.  Невозможно  чему  -либо
    выйти в свет, если будет против хотя бы  дворник  или  секре-
    тарь  обкома партии, надо вам прямо  заметить.  Поэтому  любое
    произведение является не простым обрубком,  прошедшим  сквозь
    прокрустово ложе своеобычного эстетизма, а консенсусным, то есть
    против него не возражают все участники  процесса  выпуска  че-
    го-либо в печать, произведения то есть. Итак, ясно одно- нуж-
    на или есть консенсусность, как бы коряво это не звучало.
    Однако это говорит о  характере  интеллектуального  сообщества
    Уфы, а не о качестве самого произведения , не о  его  направ-
    ленности. Художественного качества, конечно.
    Рассмотрим, о чем говорят между  собой  интеллектуалы  города
    Уфы, как они вычленяют отношение друг друга к одному сообщес-
    тву, как интерпретируют  деятельность  других  членов  своего
    сообщества? Выясняется удивительная вещь. Картина  предстает
    такой, как если бы не имелось никакого сообщества,  хотя  все
    писатели - они вроде бы писатели и принадлежат  к  одной  со-
    циальной прослойке, не так ли? Однако все разговоры  неумоли-
    мо сводятся к тому, что  собеседники  дезавуируют  принадлеж-
    ность третьего к тому же социальному слою, и т.д.,  то  есть
    любые два скажем литератора только  тогда  литераторы,  когда
    они говорят друг с другом и участвуют в диалоге, а когда  они
    прекращают диалог, то превращаются в кого-угодно и т.д. Отсю-
    да надо заметить, что объединяющий принцип лежит все-таки  не
    внутри сообщества, а отдельно  от  него.Потому  что  сообщес-
    тво-то виртуальное, а не настоящее, объединенное общими целя-
    ми и задачами. Итак, как мне кажется, есть только одна  эсте-
    тическая категория, которая характеризует сообщество  интел-
    лектуального слоя  - чудовищность. Я хотел бы  заметить,  что
    любое произведение неважно какого  рода  искусств  выходит  в
    свет только если оно чудовищно- то  ли  в  ней  высказываются
    мысли, крайне далекие от современности, то ли просто автор не
    знает, что в русском языке есть определенные правила,  то  ли
    автор вообще не знает, что пишет на русском языке, у  которо-
    го худо-бедно есть какие-то традиции, да и писателей тьма  на
    нем писало, то ли что еще - перечислять к чему может быть об-
    ращена чудовищность, в чем она проявляется, мой бедный  разум
    отказывается. Она неумолима, как  постановление.  И  это  пе-
    чально, как сон, как тысячи снов, как миллион газетных  стра-
    ниц, полных стихов, рассказов и критических статей.


Subscribe

promo husainov august 10, 2035 00:35 244
Buy for 100 tokens
Каким было ваше самое первое воспоминание? Почему вы запомнили именно его, а не что-то другое? Никогда не возникало у вас такого вопроса? Как бы то ни было, именно в нем хранится секрет вашей жизни, в нем ответ- что вам нравится, а что нет, между чем и чем вы будете делать выбор всю свою жизнь.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments