Общественная электронная газета
//
Новости
//
Культура
Формула будущего - 5
Формула будущего - 5
09.06.2011 17:43:09
Автор: Айдар Хусаинов (husainov)
Стоит кому-нибудь съездить на Запад, как он начинает рассказывать, размахивая руками, как там все хорошо и культурно. Но ведь не волшебной палочкой это получено, за всем этим стоит упорный труд и огромный мыслительный процесс. Давайте и мы попробуем поразмышлять о нашей культуре, может быть, и мы можем сделать что-то полезное в этой области.
Профессионализм и результат
Что значит профессионализм? Каждый человек должен совершенствовать свои трудовые навыки и умения, добиваться большего на своем рабочем месте, становиться профессионалом своего дела.
Дело в том, что мало быть человеком высокой культуры, ведь она не есть что-то абстрактное, она есть приложение к реальному делу. И вот если человек повышает свое мастерство, если он трудится не покладая рук на своем рабочем месте, мы и должны его оценивать именно по степени профессионализма. А в чем она выражается? В результате.
Что значит результат? Это зримое воплощение человеческого труда по овладению культурой, повышению своего профессионализма. Это значит, что оценка деятельности человека будет зависеть от того, как он трудился и каких результатов достиг, а вовсе не потому, что он племянник чей-то или происходит из уважаемого рода, или друг, или земляк, или долго выпрашивал награду.
И если мы запустим подобный механизм в нашей культуре, мы сможем, не нарушая основ нашей традиционной культуры, двигаться и дальше в будущее.
Капитализация
Думаю, каждый из нас когда-либо ходил в музей. Вот представьте себе - лежит под стеклом обыкновенная ручка. Сколько она стоит? Пять рублей? А сколько стоит ручка, которой писал Чехов или Мустай Карим?
А земля? Почему квадратный метр в деревне стоит столько-то, а в Нью-Йорке – чуть ли не в миллион раз дороже? Дело не только в промышленном развитии, ибо сегодня какой-нибудь китайский особый район развит не меньше, дело в той любви и уважении, которое вложены в эту землю. Сколько фильмов, сколько книг, сколько культурных событий, важных для людей, произошло там! И главное, об этом известно людям!
Запустив механизм обновления культуры, просто за счет попутного пиара, мы получим в том числе и увеличение капитализации - то, что известно, стоит дороже того, что неизвестно. Именно поэтому есть смысл сосредоточить штаб этого движения в обновленном министерстве культуры.
Культурные герои
Президент Хамитов на пресс-конференции, посвященной 100 дням своего пребывания в должности, обозначил три приоритета работы правительства республики – работа, зарплата, жилье. Нет никакого сомнения, что, чем более культурен человек, тем лучшую работу он найдет для себя. Чем выше его профессионализм, тем выше будет его зарплата. И чем выше результаты его работы, тем больше он сможет себе позволить, в том числе и жилье.
Нет никакого сомнения и в том, что три приоритета работы правительства не означают – если сидеть и ждать, то в один прекрасный день тебе все дадут. Вовсе нет. Только работая над собой, повышая свой профессионализм, ты что-то сможешь добиться.
Для того чтобы эта мысль стал ясной и очевидной для всех, и нужны культурные герои, люди, на примере которых население сможет убедиться в том, какие приоритеты работают. Если в республике будут процветать люди типа Собчак, это одно, а если такие люди, как Олег Киреев- это другое. Разница между ними очевидна, не так ли?
Когда все активные люди будут, что называется, учтены, когда их деятельность вольется в общий план работы, тогда наша культура получит ощутимый импульс для развития.
Событие
Наша культурная жизнь происходит хаотически, сама собой, в ней нет регуляторов ее движения. Есть такая пословица: «писатель пописывает, читатель почитывает». Перефразируя ее можно сказать, что певцы поют, народ слушает. Разумеется, никто никого не заставляет что-то делать, можно все оставить как есть. Но если мы хотим, чтобы наша культура двигалась вперед и хотя бы самоокупалась, не то, что приносила деньги, мы должны что-то сделать в этой области. Кстати, деньги – это вполне внятный принцип для работы и оценки результатов этой работы.
Разумеется, как всегда, встает вопрос - как же так, петь за деньги, писать за деньги, как такое возможно? По определению нам кажется, что это невозможно, что наше не нужно никому. Это, разумеется, неправда. Еще Пушкин сказал: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Приток денежных средств в культуру даст возможность людям культуры жить лучше, да и с востребованностью ситуация станет гораздо лучше. Главное здесь- чтобы в культуре происходили события, а не имитация действительности.
Эстрада
Что же можно сделать для того, чтобы, возьмем пока только одну часть нашей культурной жизни, а именно эстраду, что можно сделать в этой области для того, чтобы популяризовать наших певцов и танцоров?
Здесь необходимо рассмотреть механизм возникновения популярности. Наша культура устроена таким образом, что мы не ценим своих деятелей, как говорится, нет пророка в своем отечестве. Все наши знаменитости стали таковыми только после того, как их признали за пределами республики. К примеру, и Рим Хасанов, и Фарида Кудашева, и Радик Гареев, Назифа Кадырова, и Шевчук, и Земфира стали легендами после того, как их признали где-то еще, в основном, в Москве.
И этот факт можно использовать следующим образом – ежегодно, в октябре, ко дню республики проводить в Москве, в Кремлевском дворце концерт мастеров искусств Башкортостана с трансляцией по ОРТ. Отбор проводить на него с участием рейтингов, которые должны проводить в республике как независимые структуры, так и само министерство культуры. На этом концерте должно присутствовать высшее руководство республики, во время него должно проводиться рейтинговое смс-голосование. По голосам и само собой деньгам, которые пришли за счет этого голосования, и должен составляться итоговый рейтинг. Победители смогут совершить гастроли по стране, тем регионам, которые наиболее активно откликнулись на голосовании, получить вполне заслуженные награды и т.д. Уверен, что будет востребована и народная культура, и современная, победители получат заслуженную популярность, а республика и ее министерство культуры - немалые средства. На фоне нынешней киркоровщины, в условиях, когда артисты из республик не могут пробиться на центральное телевидение, такой концерт станет ярким и запоминающимся событием не только для нас, но и для всех, кому не чужда национальная культура. А если мы сопроводим это небольшой рекламной кампанией в национальных республиках, то авторитет и положительный имидж Башкортостана только выиграют.
Театр
Всякое сообщество, оторванное от реальной жизни, начинает жить по своим законам, так, как им удобнее. Не стал исключением из этого правила и наш театр. Если мы построим небольшую таблицу, в левой части которой будут реальные проблемы, стоящие перед нашим обществом, а справа – темы, которые поднимает наш театр, то мы увидим, что они не пересекаются вообще. Лучше всего эту ситуацию обрисовал один из театральных деятелей. На заседании, где собралась общественность республики, он сказал: «Не вмешивайтесь в наши дела!» Затем встал и ушел. Вот, собственно, отношение театрального люда к этим проблемам.
Разумеется, можно оставить все как есть. Но в одной только Уфе в театр ходит более 800 тысяч людей в год! И если мы хотим, чтобы театр стал надежным проводником реформ в нашем обществе, его следует повернуть лицом к проблемам этого самого общества. А для этого пора повернуться лицом к местным проблемам и к тем, кто знает о них не понаслышке - местным драматургам. Для этого есть смысл ежегодно проводить конкурс на лучшую пьесу, которая затрагивает самые острые проблемы современности, есть смысл больше ставить именно таких пьес местных драматургов, наладить подготовку в Москве новых режиссерских кадров. Пора нам иметь больше режиссеров, которые любят местную культуру, с любовью относятся к ее истории и современности, хотят ее развивать и приумножать. К тому же, когда еще мы дождемся, чтобы московские театры или Голливуд станут ставить постановки из нашей жизни? Боюсь, ждать придется долго.
Кино
Увы, за 20 лет наш местный кинематограф так и не создал ничего выдающегося. Какие-то процессы идут, снимаются фильмы в час по чайной ложке, появляются и исчезают имена. Как же быть, учитывая, что кино - весьма затратный механизм?
Думаю, что и здесь применение формулы «культура, профессионализм, результат» даст нужный эффект. Да, большой фильм дорог. Но небольшой фильм – на десять минут - уже будет стоить бюджету сущие копейки. И если мы привлечем к кино всех, кто желает им заниматься, если мы будем снимать в год 100 десятиминутных фильмов, то мы ускорим процесс формирования в республике слоя киноработников. Снимается фильм, его обсуждают в своей среде, в газетах, на ТV, в конце концов, проводят кинофестиваль, где выбирают лучшие. Эти небольшие фильмы можно демонстрировать как киножурнал в наших кинотеатрах перед теми же американскими блокбастерами и получать прибыль – небольшую, но вполне ощутимую. В конце концов, из шести десятиминутных фильмов можно смонтировать часовой фильм и прокатывать его. Так мы создадим слой людей, который будет заинтересован в нашем кино.
В результате через несколько лет мы получим людей, которые умеют снимать фильмы, которые интересны публике. Тогда можно будет подумать и о полнометражном фильме.
-
Обновление библиотеки живых журналов
Выложил на сайте Живой журнал юзера ltraditionalist Скачать можно здесь
-
Сказка на ночь
Выложил на сайт "Национальная литература" башкирскую сказку "Летающий осел" здесь
-
Сказка на ночь
Выложил на сайте башкирскую сказку "Молодец и аждаха" здесь
-
Обновление библиотеки живых журналов
Выложил на сайте Живой журнал юзера ltraditionalist Скачать можно здесь
-
Сказка на ночь
Выложил на сайт "Национальная литература" башкирскую сказку "Летающий осел" здесь
-
Сказка на ночь
Выложил на сайте башкирскую сказку "Молодец и аждаха" здесь
Journal information