ПУГАЧ
Башкирская народная песня
Перевод Айдара Хусаинова
Оригинал и перевод взяты с сайта yir.atspace.com
По большой дороге войско, хай, идет,
Ободряя боевых коней.
По большой дороге, хай, Пугач идет,
Разгоняя всех врагов, эгей!
Войско по дороге все проходит, знай,
Пыль летит на север и на юг.
Злых господ начальничков царь Пугач, ай- хай,
Как овец хватает за курдюк.
По большой дорого войско движется,
Царь Пугач всем воинам отец.
Вот от злых начальников нас избавит царь,
Может, и нужде придет конец?
По большой дороге, хай, Пугач идет,
Препоясан шелком- кушаком.
У бояр начальников земли он берет,
Раздает стране он целиком.
оригинал
Оло ғына, һай, юлдан ғәскәр килә,
Арғымаҡтарын да уйнатып.
Оло ғына, һай, юлдан Бүгәс килә,
Дошман ғәскәрҙәрен шул ҡыйратып.
Оло ғына, һай, ғәскәр юлдан уҙа,
Һауаларға оса шул туҙаны.
Бүгәс батша, һай, яуыз түрәләрҙе,
Ҡуй-һарыҡтай итеп тә тураны.
Оло ғына, һай, юлдан ғәскәр килә,
Бүгәс батша икән шул хужаһы.
Яуыз түрәләрҙе ҡырып бөткәс,
Бөтмәҫ микән илдең нужаһы.
Оло ғына, һай, юлдан Бүгәс килә,
Ебәк билбауын быуып биленә.
Баяр, түрәләрҙән тартып алып,
Ер-һыу бирә икән иленә.
подстрочник
По большой, хай, дороге войско идет,
Гарцуя на аргамаках.
По большой, хай, дороге Пугач идет,
Вражьи войска громя .
Большое, хай, войско по дороге проходит,
В воздух летит пыль от него.
Царь Пугач, хай, злых начальников,
Как овец, покрошил.
По большой, хай, дороге войско идет,
Царь Пугач, оказывается, его хозяин.
После уничтожения злых начальников,
Не закончится ли нужда в стране.
По большой, хай, дороге Пугач идет,
Шелковый пояс повязав на поясницу.
У бояр и начальников отняв,
Земли-воды раздает народу.
"БУГЭС МАРШЫ" (“Бүгәс маршы" – “Марш Пугачёва"), “Бугэсэу" (“Бүгәсәү" – “Пугачёв"), “Оло юл" (“Большак"), баш. нар. песня, халмак-кюй. Впервые записана Н.Д.Шункаровым в 1961 в с.Бобровый Гай Пугачёвского р‑на Саратовской обл. и опубликована в своде “Башкорт халык ижады". Варианты “Б.м." записаны С.А.Галиным, К.Мэргэном. Относится к песням о Крестьянской войне 1773-75. Происхождение второго назв. связано с преданием, согласно к‑рому войска Е.И.Пугачёва, направляясь к Оренбургу, прошли долгий путь вдоль р.Яик. В поэтич. тексте Пугачёв предстаёт как добрый царь – защитник народа, дарующий землю и волю. Декламационный напев отличается чёткой структурой, небольшими внутрислоговыми распевами. Среди исполнителей песни Г.З.Сулейманов.
Journal information