Когда учился в Литературном институте, меня позвали как-то в гости. Я с большим удовольствием и хорошим настроением ,так сказать, прибыл на место, поскольку собрались поэты, особенно я был рад встретиться с прекрасным поэтом Александром Еременко.
Мы сели за стол, начали оживленно беседовать. И тут один из гостей, которого я видел впервые в жизни, выпив две рюмки, пришёл в совершенно злобное состояние и начал всех третировать. Он что-то выкрикивал, шипел, гундел, бормотал, вскакивал, делал угрожающие жесты, потом и неприличные жесты пошли в ход.
Все остолбенели. Попытались успокоить. Потом стали возмущаться. В конечном итоге захотели его избить и выгнать. Но поэт Александр Еременко стал его успокаивать, не дал с ним расправиться.
Остальным ничего не оставалось, как покинуть прекрасный стол и уйти сперва в соседнюю комнату, я потом просто откланяться.
Вот такая история со мной приключилась много лет назад.
А вчера точно такая же история приключилась со мной в национальном молодёжном театре. Я смотрел спектакль “Калигула”. Ну, не буду пересказывать то, что я рассказал выше, просто я сидел в тягостном недоумении, как вообще такое возможно.
Как бы это сказать. НМТ прекрасный театр, там работают прекрасные люди, к тому же я их знаю много лет. Меня специально позвали посмотреть премьеру. Не могу же я встать и уйти!
И все же я нашёл в себе силы и после начала второго акта ушёл. То есть я созрел раньше, чем герои спектакля, которые все же прикончили главного своего мучителя, в этом смысле этот спектакль игра и со зрителем. Что вообще-то неплохо, но думаю, что это вышло случайно.
Альбер Камю, автор пьесы”Калигула”, родился в бедной семье. Мать его была полуглухая неграмотная испанка, а жили они в Алжире. Отец умер от ран.
Понятно, что играя на улице, будущий нобелевский лауреат общался с местными ребятишками. Понятен их уровень. И хотя потом он учился, даже стал писателем и философом, он навсегда остался дворовым мальчиком и вся эта культура приводила его в недоумение.
А вот почему надо спрашивать- как поживаете? Ведь это же неправда, нам неинтересно, как человек поживает. Зачем надо быть вежливым, ведь же неискренне, это лицемерие. И так далее.
И вот это своё недоумение пэтэушника он и выразил в образе Калигулы.
Высокая культура вызывает боль у некоторого сорта людей. Они Ее терпят, но не более. Им нужна простая примитивная культура. Ну так надо им Ее дать, выделить своё место.
В этом главная проблема нашего театра. Он не даёт людям то, чего они хотят. Всякий спектакль это чудовищное недоумение его авторов, его участников, которые не знают, что они тут делают, чудовищное недоумение зрителей, которые не понимают, как они тут оказались и как поскорее приличным образом удрать.
А выход на самом деле очень прост - не может пэтэушник понять императора Калигулу, не его это масштаб. ну так думать следует о том, что тебя волнует, что волнует публику, которая приходит в театр.
Что сегодня волнует людей? Да зайдите в любой жилой дом после 12 ночи, вы услышите крики и вопли несчастных людей, у каждого своя боль, своя отметина. И задача театра не только показать эту боль, но и дать рецепт, как выбраться из паутины этой боли, как Ее преодолеть.
Вот человек стал игроманом и все деньги просаживает в автомате, вот человек пьёт, вот не может создать семью, вот уже лет десять вообще не выходит на улицу, вот человека уволили, он не может найти работу… на свете много реальной боли, с которой надо что-то делать.
И в это самое время театр нам показывает Калигулу, где пэтэушник изображает нам императора. Да, это если и боль, то боль одного частного человека, который находится не на своём месте и занят не своим делом. Зачем же прожигать свою жизнь напрасно? Ведь это твоя жизнь, она уходит сквозь пальцы в никуда!
Но правила приличия сильнее и ты сидишь и не можешь выйти из этого зала.
Вот так наш театр пытается изобразить из себя не то, чем он является на самом деле. Все эти якобы умные и сложные спектакли на самом деле не умны и не сложны, это имитация ума и образования, которого нет.
У вас во Франции балет? Он и у на есть! И выходит на сцену совершенно развращенная стокилограммовая тетка, которая защищает права лгбт сообщества. Вот и вся Калигула. Увы.
Journal information