Хусаинов Айдар Гайдарович (husainov) wrote,
Хусаинов Айдар Гайдарович
husainov

Информационно-публицистический еженедельник "Истоки": Как нам спасти культуру

http://istoki-rb.ru/index.php?article=4614

Как нам спасти культуру
01.04.2015
Айдар ХУСАИНОВ, фото: И. Исхаков

Парад посредственностей

Буквально на днях прочитал в Интернете, что сменился директор некоего культурного заведения. Имя нового человека мне ничего не говорило.
– А кто был раньше директором? – поинтересовался я. Мне назвали фамилию. Тоже ничего. Я задумался и вспомнил, что недавно видел в Интернете, как местные деятели культуры играют, поют, пляшут. 95 процентов из них я не знаю. И дело свое при этом они делают плохо! Как же так, я уже больше тридцати лет в культуре, про всех выдающихся деятелей пишу, а никого не знаю, удивился я.
В общем, несколько десятилетий уже у нас продолжается парад посредственностей – неизвестные люди приходят в культуру, получают в ней награды, деньги, звания, ресурсы, влияние и исчезают в неизвестность, так ничего хорошего и не сделав. Замечательная уфимская поэтесса Галарина говорит, что это отрицательная селекция. По-человечески я этот процесс понимаю, потому что жизнь и так тяжелая. Зачем нам лишнее беспокойство в виде талантливых певцов, писателей, поэтов, художников и так далее. В этом контексте история Радика Гареева, разумеется, весьма показательная. Был талантливый человек, поднял оперный театр на небывалую высоту, раздражал этим многих и многих. Убрали его, театр упал набок и лежал так многие годы. Будем надеяться, что новая команда что-то сделает для того, чтобы поднять авторитет театра, но понятно, что одним, без зрителей, без публики сделать это будет трудно.

Парад разрушителей

Как известно, наше отечественное кино не пользуется популярностью у российского зрителя. Объяснение простое – открыли кран, и в кино хлынула чернуха, грязь, пошлость, гадость, в общем, ничего хорошего, светлого и доброго. Приблизительно эта же картина наблюдается и в нашем театре с той только поправкой, что наше консервативное общество медленнее поддавалось этой заразе.
Поводом говорить об этом для меня стали два спектакля, которые я посмотрел недавно в Молодежном театре и в Башкирском академическом театрах. Один спектакль – это французская комедия о том, как богатеи измываются над бедной кухаркой, а та за это берет у них деньги, обманывает их по-своему. Слов нет, смешно. Но какое же это измывательство над семьей, над отношениями с родителями, с женами, с друзьями! Муж изменяет жене, жена изменяет мужу с лучшим другом, а вместе они презирают всех на свете! Сколько презрения вылито на зрителя! А ведь зрители не дураки, они раз посмеются, два, а потом и перестанут ходить вовсе.
Второй спектакль – это «Скупой» по Мольеру в Башдраме. Поставил его режиссер Искандер Сакаев. Я много лет пишу о нем, видел практически все, что он ставил в Уфе, но вот как был у него творческий метод истерика, так он его и пронес через все годы. Актеры неразборчиво орут друг на друга, брызгая слюной, прыгают, как обезьяны во все стороны, корчат рожи, а над всем этим ужасом возвышается, появляясь из тьмы, фигура Гарпагона, который как новый Горлум в своей пещере плещет ядом во все стороны.
Говорят, что жена одного голливудского актера, который играл роль злодеев, развелась с ним, не в силах отличить образ от реального человека. Боюсь, у меня похожая история с уважаемым нашим Хурматуллой Газзалеевичем Утяшевым. Представьте себе, человек в юности играл Салавата Юлаева!
Считать, что такие спектакли прибавляют популярности театрам – это верх наивности. Но что же делать, если зрителей все меньше и меньше, если к тому же они охотно идут на призыв крысолова – западной культуры?

Живет то, чему дают жить

Оглядываясь на историю нашей республики, легко понять одну мысль – живет то, чему дают жить. Если мы с вами будем что-то беречь и давать этому жить, оно и будет жить. Самое яркое воплощение этот принцип получил в 1937 году, когда наиболее ярких тогдашних поэтов, художников, актеров, ученых и т.д. просто привезли в подвалы НКВД и расстреляли. В семидесятые все это было уже тоньше, Рудольф Нуриев был вынужден бежать, Рами Гарипову помогли уйти из жизни в 45 лет, Шевчука ударили по голове кирпичом.
Разумеется, все это не теория заговора, а просто так выходит само собой, естественным путем. Но если уж наше общество выбирает такой путь, надо иметь в виду, что отток публики от культуры будет значительным, что и наблюдается в эти же десятилетия. Серость никому не интересна! И мы можем придти к такому положению дел, когда денег на культуру просто не будет. Это сложно себе представить, но с другой стороны, оптимизация всегда начинается с культуры. И если деньги кончатся, то их просто неоткуда будет взять.

Наш вклад в культуру

Я думаю, что мой призыв очень прост и ясен – если каждый из 4 миллионов жителей Башкортостана сделает что-то для культуры, она будет жить. Вот бюджет министерства культуры, будем ориентироваться на него, составляет что-то около 1 миллиарда с лишним рублей. Если каждый житель даст всего лишь по 250 рублей, меньше чем 1 рубль в день, то культура будет спасена!
Но как это организовать в реальной жизни? Разумеется, это предмет особого разговора всего общества, и я приглашаю наших читателей присылать свои предложения, замечания, проекты для общенародного обсуждения. Но как пример я бы мог привести вот какое обстоятельство – в Лондоне, в Королевском театре есть спектакль «Мышеловка», который идет вот уже более пятидесяти лет! Он считается культовым, на него все ходят, его уважают. Вот и я бы предложил в каждом нашем театре поставить по одному спектаклю, который мы будем считать культовым.
Кстати, в Русском драмтеатре такой спектакль уже есть – это «Луна и листопад» по Мустаю Кариму. Его недавно восстановили в новом составе. Пусть проходят годы, пусть сменяются раз в пятьдесят лет режиссеры, но пусть спектакль живет, и пусть все наши жители и гости столицы на него ходят. Пусть это будет наша традиция. Пусть хотя бы что-то наше сохранится в культуре!
Если в каждом театре будет один такой вечный спектакль, я думаю, это будет прекрасным поводом для ритуального похода в театр как музей уходящей культуры. И это же будет повод оставить свои 250 рублей в бюджет республики на нужды культуры. Ведь грубым насилием отнимать деньги – это плохо, не так ли? К тому же это будет повод для каждого гражданина показать свою преданность местной культуре.

Зависит от нас

Я не знаю, что вы любите, уважаемые читатели. Может быть, вы любите какие-нибудь оливки в маленькой баночке, покупаете их каждую неделю. И это означает, что где-то, на другом краю света, есть люди, у них есть работа, они получают зарплату и живут. А если вам не нравится, скажем, наше молоко, то где-то в районе Башкирии у людей нет работы, и они потихоньку вымирают. Все зависит от вас, от нас с вами зависит наша культура. Так давайте поддержим ее хотя бы потому, что мы с ней выросли, что в ней было столько чудесного, доброго, светлого, радостного, как сама жизнь!
Subscribe

promo husainov august 10, 2035 00:35 244
Buy for 100 tokens
Каким было ваше самое первое воспоминание? Почему вы запомнили именно его, а не что-то другое? Никогда не возникало у вас такого вопроса? Как бы то ни было, именно в нем хранится секрет вашей жизни, в нем ответ- что вам нравится, а что нет, между чем и чем вы будете делать выбор всю свою жизнь.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments