-Ты украл шестнадцатую строчку,
Низкий вор, из моего дивана!
Рассматривая случаи плагиата художественной литературы, такой знаменитый, как с Ахматовой и Журавлевым, так и менее известный, когда некий литератор выдал текст Голсуорси за свой, я пришел к мысли, что мы имеем дело с разными пластами человеческого сознания. Плагиатор избирает некий текст для присвоения потому, что он наиболее точно выражает то, что он хотел бы сказать сам, лично. Но мало того, автор текста тоже имеет в виду личностное высказывание, когда, так сказать, самовыражается. При этом личностное самовыражение всегда представляет интерес только в определенном контексте. Это как семейное, супружеское «котик» или «зайка» или как там кто называет друг друга в интимные моменты бытия.
При этом никому в голову не приходит украсть стихи или прозу Данте, Марселя Пруста или Тараса Бурмистрова. Дело не в большей известности или возможности проверить по интернету. Эти тексты проходят по разряду общественного сознания, читатель ясно понимает, что они представляют собой высказывание другого порядка, что это достояние всего человечества в предельном случае. Мы же не упрекаем в плагиате людей, которые употребляют слово «свобода», например, хотя когда жил на свете его автор, тот, кто впервые его произнес или написал. Поэтому в данном случае мы спокойно цитируем, порой даже не помышляя о том, чтобы указать авторство. Мало того, именно анонимное присвоение и доказывает нам, что текст настоящий, что перед нами художественное произведение. Если текст никто не читает и не использует в жизни, то какой от него прок?
Но есть еще один момент. Некто рассказывал, что читал какую-то скучную книжку и вдруг пошел текст убойной силы. Он пришел в страшный восторг и стал разбираться, в чем дело. Оказалось, что десяток страниц «Войны и мира» случайно попали в книжку какого-то советского литератора. Так же и стих Данте опалил бы адовым пламенем все стихи незадачливого автора, который бы вздумал посетить его среди своих опусов.
Так что есть плагиат и плагиат. В одном случае это повод задуматься, каковы истинные мотивы вашего обращения к литературе, да и просто некоторым образом показатель вашего уровня, а в другом случае вас можно только поздравить.
Journal information