Хусаинов Айдар Гайдарович (husainov) wrote,
Хусаинов Айдар Гайдарович
husainov

Мажор-театр

Мажор-театр

“Башкирскому драматическому театру для полного счастья не хватает маркетинга”, - в этом духе написал свой пост в фейсбуке Артур Идельбаев. Число комментариев под этим постом, если не ошибаюсь, перевалило за сотню.
Даже сам Башдрам решил откликнутся на такое событие, выразив своё недоумение.
Все это было бы хорошо, если бы дела обстояли именно так.
Однако печальная правда заключается в том, что, к сожалению, маркетинг театру не поможет, как не поможет столетней старухе макияж. Понятно, что из неё за большие деньги можно сделать красавицу и выдать замуж, но первая брачная ночь все расставит по своим местам.
На мой взгляд, все дело в том, что театр как замкнутая система стал местообитанием мажоров. Кто такие мажоры? Это люди, которые пришли в театр потому, что в театре работали их родители.
Родители эти были выходцы из народа, их привёл в театр большой талант. Конечно, они ничего плохого не замышляли, когда захотели, чтобы их дети пошли по их стопам.
Но их дети были уже не из народа, они никогда не голодали, не холодали, у них всегда было все самое лучшее из возможного, они никогда не искали работу, они не жили в общаге десятилетиями, их не выгоняли из присутственных мест и с работы за неосторожно высказанную правду, им не плевали безнаказанно в лицо, они не шли по Уфе с отчаянием в душе, не зная куда идти.
Они просто не понимают публику, страшно далеки они от народа.
Это сыграло с ними злую шутку в том плане, что они не понимают содержания своей работы. Им кажется, что достаточно имитировать своих родителей, и дело в шляпе.
Театр - это место, где человек решает свою судьбу, где он выбирает как жить. Перед ним проходит Галерея образов, целая вереница судеб, из которых зритель выбирает себе образец для подражания. Так должно быть в идеале. Потом, в жизни, ему будет некогда выбирать, он будет автоматически следовать понравившемуся ему образу. А во время спектакля он не спеша может осмотреть свою судьбу со всех сторон, и не только её, а массу вариантов.
Ну так большие актеры прежних лет, поскольку сами были из народа, видели в жизни все народные типажи, могли показать эту правду жизни, когда порой один характерный жест раскрывает образ до самой глубины.
А что видели мажоры? Они видели жизнь актёров. Вот Ее изломы, а так же свои собственные комплексы они и стремятся показать на сцене.
Когда-то я видел на сцене театра “Нур” спектакль режиссера Фарида Бикчентаева. Назывался он “Осень”. Это вообще единственный приличный спектакль, который я видел в театре “Нур”.
Мне он понравился и я его запомнил.
И вот теперь Фарид Бикчентаев поставил “Антигону” в Башдраме. Я этот спектакль не видел, но о нем скажу. Почему? Потому, что если ты видел один спектакль мажора, ты видел их все.
В чем нерв творчества и видимо жизни этого режиссёра? Как бы никого не обидеть и всем понравиться. И это чувствуется в “Антигоне”. Чтобы не быть голословным, я беседовал со многими своими знакомыми и друзьями, кто видел этот спектакль. Увы, они со мной согласились.
То есть все по отдельности хорошо, но вместе смотреть это нет сил.
Поэтому, чтобы понять, о чем спектакль режиссёра-мажора, достаточно посмотреть на его лицо. Что написано на этом лице, то и будет отражено в спектакле. Так зачем ходить в театр, если ты там увидишь неврозы человека, который вместо того, чтобы посещать психотерапевта, учит жить людей?
Понятно, что в наше время театр во многом стал более-менее недорогим светским местом, где можно себя показать и людей посмотреть. И люди идут с мыслью - я вот посмотрю умный спектакль и сам стану как бы умнее. То, что это снобизм, понятно. Но когда этот снобизм навязывают - это отвратительно. Само по себе иностранное имя на афише ничего не даёт. Дойдите до печенки зрителю, покажите ему реальный конфликт, а не свои неврозы, чтобы он забыл, что сидит в театре и смотрит на актёра, с которым не раз пил водку, вот тогда это будет театр.
Возьмите опросы населения, узнайте, что волнует людей, выпишите в столбик. Во втором столбике напишите, какие темы поднимают спектакли текущего репертуара, и вы увидите, что они не пересекаются. Ну тогда чего вы хотите, какой Популярности и заполняемости зала?
Есть анекдот, в котором говорится, что для того, чтобы учреждение стало работать лучше, менять в нем мебель бесполезно. Но это анекдот. Как оно будет в жизни - посмотрим. В любом случае опыт подсказывает, что ни одна сфера Культуры, по крайней мере, у нас, не способна на самоочищение.
Единственное, о чем можно сказать уверенно, так это в том, что искусством критиковать критиков, смешивая их с грязью, мажоры владеют великолепно. Этим они,скорее всего и займутся. Как известно, люди 99 процентов своего интеллекта тратят на то, чтобы оправдать самих себя.
Subscribe
promo husainov august 10, 2035 00:35 229
Buy for 100 tokens
Каким было ваше самое первое воспоминание? Почему вы запомнили именно его, а не что-то другое? Никогда не возникало у вас такого вопроса? Как бы то ни было, именно в нем хранится секрет вашей жизни, в нем ответ- что вам нравится, а что нет, между чем и чем вы будете делать выбор всю свою жизнь.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments